Зачисление воспитанников
в ГУО "Ясли-сад №4 г.Дубровно"
осуществляется приказом заведующего дошкольным учреждением
при наличии следующих документов:
Заявления законных представителей ребенка
Направления, выданного отделом по образованию Дубровенского райисполкома
Медицинской справки о состоянии здоровья ребенка
С собой необходимо иметь:
-
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка;
-
свидетельство о рождении ребенка.
Для зачисления ребёнка в пункт коррекционно-педагогической помощи необходимо:
Заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
заявление законных представителей ребенка.
Прием детей в учреждение дошкольного образования осуществляется в течение календарного года при наличии в нем свободных мест.
Формирование групп производится на начало учебного года (1 сентября).
По вопросам обращаться к администрации:
-
Заведующему Макаренко Татьяне Николаевне (тел: 4-21-67)
-
Заместителю заведующего Тимощенко Светлане Михайловне (тел: 4-21-60)
УСЛОВИЯ КОМФОРТНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К УЧРЕЖДЕНИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Консультация для родителей
Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.
Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?
Врачи и психологи различают три степени адаптации ребёнка к детскому саду:
лёгкую, среднюю, тяжёлую.
При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течении месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 – 2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми. Окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течении месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. При поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.
Тяжёлаяадаптация приводит к длительным и тяжёлым заболеваниям. У ребёнка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость).
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение.
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой “домик” можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.
Желательно рядом с “домиком” разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2—3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.
Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.
Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2—3 месяцев).
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.
2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.
Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения.
Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста следует делать на сенсорные и моторные игры.
Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища".
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.
При проведении занятий необходимо учитывать специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого педагога по выявлению психологических проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации.
В организацию адаптационного периода включаются элементы театрализованной деятельности:
- показ настольного театра «Теремок»,
- драматизация сказки «Как собака друга искала»
- инсценирование потешки «Курочка Рябушечка»
- игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп»
На протяжении всего адаптационного периода целесообразно проводить игровые занятия, основными задачами которых являются:
преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения;
снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
развитие речевой активности, восприятия, внимания;
развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
развитие игровых умений и навыков.
Это могут быть такие игры и занятия, как: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки».
Необходимо на занятиях использовать приемы, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции малышей:
- игры с песком и водой: «Ловись рыбка», «Дождик как-кап-кап», «Плыви кораблик», «Печем пирожки», «Вымоем машину».
- пальчиковые игры: «Погладим котенка», «Наш малыш», «Мальчик-пальчик», «Сорока», «Домик».
- монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).
- сжимание кистей рук (малышу предлагать резиновую игрушку-пищалку).
- рисование фломастером, красками.
- слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ), «Мелодия» (Глюк).
-занятия смехотерапией.
В основную часть занятия необходимо включать игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими.
Завершать занятие играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению. Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом. Каждое занятие эффективно проводить в несколько этапов, игры по ходу варьировать в зависимости от реактивности детей. Проявляющаяся в этом возрасте у детей синтония (эмоциональное заражение), с помощью игр позволяет быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топание, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой.
Следует не забывать ежедневно использовать язык поэтических образов, так созвучный детской душе. С помощью потешек, пестушек, колыбельных песен, песенок малыши приобретают необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостные восприятия окружающего мира.
Успешная адаптация - это залог физического и психологического благополучия ребенка. Критерии эффективности успешной адаптации: социализация детей младшего дошкольного возраста; повышение уровня эмоционального благополучия; развитие физической и психологической культуры детей.
<pre> </pre>
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Ребенок, посещающий дошкольное учреждение с пребыванием в нем 10,5 часов получает полноценное, сбалансированное питание, соответствующее возрастным и физиологическим потребностям.
Основными принципами рационального питания являются:
—соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам организма;
—удовлетворение физиологических потребностей организма в основных полезных веществах в определенных количествах и соотношениях;
—соблюдение оптимального режима питания, способствующего наилучшему усвоению пищи:
- при 3-разовом питании (9 - 10,5-часовой режим пребывания) на завтрак – 20 % - 25% от общей калорийности суточного рациона, обед – 30 % - 35 %, полдник – 25 %, домашний ужин – 20 %- 25 %;
- В дошкольном учреждении для обеспечения рационального питания создаются необходимые условия: правила кулинарной обработки, технологии изготовления пищи, разнообразие питания за счет широкого ассортимента продуктов.
Правильный режим питания в садике предполагает:
—обеспечение приемов пищи через каждые 3,5—4 часа строго в определенное время;
—организация трехразового питания — при пребывании детей 9—10,5 часов.
Питание детей осуществляется на основе примерного десятидневного меню, утвержденного руководителем дошкольного учреждения и согласованного с врачом санэпидемстанции. Меню составляется отдельно для детей от 1 года до 3-х лет и от 3-х лет до 6(7) лет. С меню родители могут познакомиться на специальном стенде в дошкольном учреждении.
Составлением меню занимаются специалисты, которые учитывают суточный набор продуктов для каждой возрастной группы, объем порций, данные о химическом составе продуктов и др.
При составлении дневного рациона первую очередь нужно позаботиться о наличии в нем главного строительного материала — белка. Источники белка животного происхождения — мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Из растительных продуктов богаты белком бобовые, некоторые крупы (гречневая, овсяная, пшенная) и хлеб.
Большую часть жиров в суточном рационе ребенка должны представлять жиры животного происхождения. Они содержатся в сливочном масле, сливках, сметане. Общее количество растительных жиров (кукурузное, подсолнечное, оливковое масло) составляет не менее 15—20 % от общего количества жира в суточном меню ребенка. Рафинированные источники углеводов — сахар, варенье, мед, кондитерские изделия — не очень полезны для ребенка. Основную часть суточной потребности ребенка в углеводах нужно удовлетворять за счет крупы, хлеба, макаронных изделий и, самое главное, овощей и фруктов. Последние содержат еще и важные для детского организма витамины, минеральные соли, микроэлементы. Кроме того, в овощах и фруктах есть пектины, пищевые волокна, клетчатка, которые благотворно влияют на процессы пищеварения. Масла и ароматические вещества многих фруктов способствуют выделению желудочного сока и усиливают аппетит. Они полезны детям ослабленным, болезненным, с пониженным аппетитом. Необходимо также включать в меню свежую зелень петрушки, укропа, сельдерея, а также лук и чеснок. Некоторые продукты ребенок может употреблять ежедневно — это молоко, масло, хлеб, сахар, овощи и фрукты, в меньшей степени — мясо.
В меню на каждый день не должны повторяться блюда, сходные по составу. Например, если в обед на первое готовится суп с крупой или вермишелью, то на гарнир следует приготовить овощи, а не кашу или макароны. Детям с плохим аппетитом прием пищи лучше начинать с салата из сырых овощей или кислых фруктов, которые стимулируют выработку желудочного сока и повышают аппетит. Овощные салаты дают в небольших количествах, но регулярно, чтобы выработать у ребенка привычку употреблять свежие овощи.
Важно правильно распределить продукты в течение суток. Ведь пища, богатая жирами и белками, дольше задерживается в желудке, и для ее расщепления требуется большее количество пищеварительных соков. Поэтому блюда из мяса, рыбы, яиц дают в первой половине дня. В состав ужина включают молочно-растительные блюда.
Еще одним непременным условием при составлении меню является учет требований санэпидслужбы в отношении запрещенных продуктов и блюд, использование которых может быть причиной возникновения в коллективе желудочно-кишечных заболеваний, инфекций или пищевых отравлений. Кроме того, особое внимание обращается на состояние здоровья персонала, работающего на кухне в детском саду.
Процесс приема пищи не может быть полноценным без соответствующей обстановки. При неправильном подходе к процессу кормления, особенно когда малыша заставляют есть насильно или кормят с развлечениями, уговорами, у него возникает отрицательный рефлекс на любую еду.
За каждым ребенком в саду закреплено постоянное место за столом, а воспитатели должны заботиться о том, чтобы ему было удобно сидеть и пользоваться столовыми приборами. Каждой возрастной группе детей соответствует своя мебель. Требования к посуде: устойчивость, удобство и соответствие объемам порций.
КУМИР СЕМЬИ ИЛИ МАЛЕНЬКИЙ ТИРАН?
По прошествии двух, трех, четырех лет со дня рождения ребенка в разговорах родителей со своими знакомыми, а порой и на семейной психологической консультации можно услышать жалобы на уже подросшее чадо.
Представляете, идем по рынку — даже стыдно. Кричит, тянет за собой к прилавкам. Все равно потребует свое.
Сережа совсем не хочет считаться с нами. Заболела моя мама. Так он нарочно со всего размаху разгонял свои машины, чтобы они стукались о ее кровать.
Бабушка совсем Машку набаловала. На кухню есть не идет. Несите ей к телевизору. А бабушка та и вовсе с ложки кормит, а Маша только рот раскрывает да еще кричит: «Отстаньте!»
Замучались мы с ребенком. Он у нас слабенький, часто болеет. Привык спать с нами в одной постели. Теперь требует, чтобы я и муж лежали с ним, пока не уснет. А если переложим, утром истерику закатывает. Муж сердится, а я не знаю, что делать.
Все ее любят. Отказа ни в чем не знает. Отец с рук не спускает. Его родители без подарка не появляются. А она только нос воротит. И все чтоб по ней было.
Появление первого ребенка выводит чувства родителей и взрослых на новый виток. Они познают радость альтруизма и самоотдачи. Давать, ничего не требуя взамен, — так можно описать их временное состояние.
Отдавая свою любовь, знания, свободное, а порой и несвободное время ребенку, тратя на него значительную часть семейного бюджета, они испытывают особое удовольствие. «Все лучшее — ребенку», — таков девиз этих семей. Мамы, папы, бабушки, дедушки приходят в восторг и умиление, перебирая в магазинах детские костюмчики и платьица, озирая прилавки, заваленные грудами игрушек на любой вкус. Делают они это, предвкушая сладостный миг увидеть все это в руках, на плечах, ногах, головке своего ненаглядного мальчика или девочки.
Однако слепое обожание легко может породить детскую тиранию. Все приведенные выше примеры содержат описание некорректных и даже психологически недопустимых способов взаимодействия с детьми: чрезмерное потакание, преувеличение проблем ребенка (его болезненности, беспомощности, одаренности), однообразное выражение своей любви, непонимание его теперешнего, актуального поведения, безответственность по отношению к будущему, неумение предвидеть отрицательные последствия своего всепрощения. Возьмем хотя бы последний пример. Важнейший способ выражения своей любви к ребенку взрослые видят в безусловном и бездумном удовлетворении всех его желаний. Дополнительно к этому отец девочки своими действиями стимулирует в ней детскую беспомощность, которая очень скоро станет или уже стала средством манипулирования родителями, «бичом», который позволяет ей легко добиваться желаемого. Бабушка и дедушка подчеркивают исключительность ребенка по сравнению с другими членами семьи (ведь подарки преподносятся только ей) и одновременно формируют у девочки представление о корыстных основах такого человеческого чувства, как любовь. Ребенок привыкает думать, что быть любимой — значит иметь все, полюбить самой — значит лишиться всего. И, наконец, все члены семьи никак не выражают своего недовольства поступками девочки.
Библейская фраза «Не сотвори себе кумира» очень точно описывает отношения, которые должны связывать родителей и ребенка, пусть первого, долгожданного, единственного. Иначе у маленького человека появится представление о себе как о центре вселенной, пусть даже маленькой, в пределах одной семьи, своеобразном пупе земли. Всех же прочих он будет считать людьми второго сорта, существующими для него, служащими единственной цели — удовлетворять его желания. С этими прочими нечего церемониться, они должны появляться по первому зову и исчезать, когда надобность в них отпадает.
Чем дольше будут сохраняться подобные установки ребенка, тем большую степень его эгоизма будем иметь на выходе.
Чтобы урегулировать подобные ситуации, родители Должны для начала осознать пагубность своих действий и негативные следствия сложившихся в семье отношений к единственному ребенку. Вторым шагом должно быть восстановление своих родительских прав, не взирая на бурные протесты со стороны малыша. И, наконец, поиск таких видов взаимодействия между членами семьи, которые, устраивая всех, были бы полезны для психического развития дошкольника: способствовали росту его самостоятельности, независимости, формировали умения понимать, ценить другого, сотрудничать с ним, получать радость от выражения своей любви, а не только от знаков внимания в свой адрес. И делать это лучше раньше, чем позже, но лучше позже, чем никогда.
РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
“Правильное питание для дошкольников”
“Человек рождается здоровым, а все его болезни приходят к нему через рот с пищей” Гиппократ
Пища – это необходимая потребность организма, и обязательное условие существования человека.
Мы чаще всего питаемся тем, что нам нравится по вкусовым качествам, к чему привыкли или, что можно быстро, без труда приготовить. Важно вовремя обратиться к рациональному питанию. Именно ваш пример ляжет в основу будущей культуры питания вашего ребенка. Вы сформируете его первые вкусовые нормы, пристрастия и привычки, от вас будет зависеть его будущее здоровье. Важно правильно организовать питание детей.
Все процессы, протекающие внутри человеческого организма – носят ритмичный характер. Режим питания важен в любом возрасте, особенно велико его значение для детей и подростков.
Регулярное питание призвано обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня. Вот почему в дошкольном возрасте предусматривается 4-5 разовый приём пищи через каждые 3-4 часа.
Питание должно быть разнообразным, это служит основой его сбалансированности. Важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор.
· В рацион ребёнка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные;
· Еда ребёнка должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Надо помочь ребёнку “распробовать” вкус разных блюд. Проявите фантазию, боритесь с возникновением у ребёнка консервативностью к еде. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, возможную непереносимость продуктов.
Количество энергии, поступающей в организм с продуктами, равно количеству энергии, затраченной ребёнком.
Еда должна приносить радость! Она служит важным источником положительных эмоций. Замечено, что больше всего наслаждения получает не обжоры, а гурманы, для кого еда – приключение, кто любит пробовать диковинные блюда, знакомится с кухнями разных народов, осваивать новые рецепты и необычные блюда.
Удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Во время еды категорически не рекомендуется обсуждать, любого рода проблемы особенно семейного характера. Все негативные эмоции должны быть забыты, за столом должен царить мири покой. Помните: “Когда я ем- я глух и нем” и “Лучше молчать, чем говорить”. Последнее касается такого объекта семейной любви, как телевизор.
Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление: семейный стол – место, где всем уютно, тепло и, конечно вкусно!
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ:
· Домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. Знакомьтесь с меню ,
· Перед поступлением ребёнка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада;
· Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребёнок будет плохо завтракать в группе;
· Вечером дома важно дать ребёнку именно те продукты и блюда, которые он не получил днем;
· В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского еда.
Знание правил этикета всегда отличает воспитанного, культурного, достойного человека, а именно таким мы хотим видеть наших малышей. Соблюдение правил поведения за столом также важно и с точки зрения правильного питания. Чем раньше ребёнок узнает правила поведения за столом, тем скорее они будут выполняться автоматически, легко и свободно. Чему вы научите ребёнка в раннем возрасте, останется на всю жизнь.
Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если вы будете мягко, но настойчиво объяснять ребёнку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть развалившись, то прольёшь на себя суп из ложки…
Этикету сложно научить лишь постоянным повторением правил поведения. Ребёнок смотрит, как ведут себя взрослые. Родители! Помните об этом!
КАК ПРАВИЛЬНО СИДЕТЬ ЗА СТОЛОМ
· Садиться за стол можно только с чистыми руками;
· Сидеть надо прямо, не раскачиваясь;
· На стол можно положить только запястья, а не локти;
· Руки следует держать как можно ближе к туловищу;
· Сидя за столом, можно лишь слегка наклонить голову над тарелкой;
· Разговаривать во время еды естественно и прилично, особенно во время праздничного застолья, но не с полным ртом.
ВО ВРЕМЯ ЕДЫ СЛЕДУЕТ:
· Есть размеренно, а не торопливо или чересчур медленно;
· Ждать, пока горячее блюдо или напиток остынут, а не дуть на них;
· Есть беззвучно, а не чавкать;
· Съедать всё, что лежит на тарелке; оставлять пищу некрасиво, но и вытирать тарелку хлебом досуха не следует;
· Набирать соль специальной ложечкой или кончиком ножа;
· Насыпать сахарный песок в чай или другой напиток специальной ложкой.
Не забывайте пользоваться салфетками!
О ПРАВИЛАХ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ.
“Чистота – залог здоровья!”, “Мойте руки перед едой!” - старые призывы многих поколений. Показывайте ребенку хороший пример, заботясь о себе, поддерживая себя в ухоженном состоянии и следуя тем же самым привычкам, которые вы хотите научить своего ребенка. Лучшим средством от микробов является регулярное мытьё рук. Научите вашего ребёнка мыть руки каждый раз, когда он приходит с улицы, после пользования туалетом и перед едой, после того, как он поиграет с животными. Когда детям нравится содержать себя в чистоте, они приобретают эту привычку на всю жизнь. Ежедневно помогайте своему ребенку приобретать и закреплять навыки безопасного питания.
Научите вашего ребёнка:
· Соблюдать правила личной гигиены;
· Различать свежие и несвежие продукты;
· Осторожно обращаться с незнакомыми продуктами.
Крепкие зубы – это не только красивая улыбка, это – здоровье ребёнка. Значение здоровых зубов трудно переоценить. Они нужны, чтобы пережевывать пищу.
Вот что надо делать, чтобы зубы у ребенка оставались как можно более здоровыми.
1. ежедневно чистить зубы утром и вечером не менее двух минут. Чистить зубы надо начинать с того момента, как прорезался первый зуб.
2. после вечерней чистки зубов ребенку в рот не должно попасть ни молоко, ни какая-либо другая пища, иначе смысл чистки теряется. Допустима только вода, естественно без сахара.
3. увеличить количество твердой пищи (яблоки, морковь, груши и т.д.). Лучше предложить ребёнку кусочек яблока, чем пюре. Яблоко и очистит зубы, и помассирует десны.
4. Снизить количество поступаемых углеводов. Гораздо лучше для зубов, если ребенок сразу съест целую шоколадку и сразу после этого почистит зубы, чем если он растянет эту шоколадку на целый день.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВАШ РЕБЁНОК ПОСТУПАЕТ В ДЕТСКИЙ САД". Уважаемые родители! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка – он идет в детский сад! И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать больше об особенностях этого сложного периода. Для каждого родителя именно его ребенок самый лучший, самый умный. Но вот его отдают в детский сад. Естественно, у мамы с папой возникают первые переживания, связанные с садом. А как ребенок привыкнет? Понравится ли ему? Будут ли его любить? Обычно период адаптации детей к условиям детского сада не превышает двух месяцев. Но для того, чтобы он прошел без лишних потрясений, мы все должны постараться максимально избавить новичков от травмирующих их факторов. Что же для этого нужно? 1. Родители должны привыкнуть к мысли : «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошел в садик!» 2. Режим дня ребенка в детском саду – это еще один важный пункт привыкания. Чтобы адаптация проходила благополучно, заранее нужно приучать малыша к режиму дня, сходному в большой степени с режимом дня сада: завтрак в 8-9 утра; обед в 12-13 часов; сон с 13 до 15 часов; укладывание на ночь не позднее 21-22 часов. И стараться максимально придерживаться этого режима. 3. Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее сформировать у ребенка культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания и отучить от вредных привычек (сосание пальца, пустышки, бутылочки, укачивания при укладывании спать и т.д.) К двум годам ребенок должен быть приучен к горшку, уметь садиться на стул, самостоятельно пить из чашки, пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Он должен самостоятельно мыть руки, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутые и развязанные взрослым части своей одежды, называть одежду. 4. Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для детей, у которых отсутствует опыт общения со взрослыми и детьми, опыт общения которых сужен до минимума (мама-ребенок, бабушка- ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мама, бабушка, дедушка). Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление скрыться от всех. Дети, у которых имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро. В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Отсутствие общения с другими людьми, отрицательная оценка их взрослыми (Вот дядя придет и тебя заберет! Видишь, какая нехорошая тетя. Будешь плакать – отдам тебя ей и т.д.), а иногда и отрицательный опыт общения приводит к нежеланию и неумению ребенка устанавливать с ними контакт. Родители должны стремиться помочь ребенку быстрее и раньше преодолеть страх перед незнакомыми взрослыми, способствовать развитию навыков общения. Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми – важная задача при подготовке его к поступлению в детский сад. Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические, быстро и безболезненно привыкают к условиям детского сада, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « ДЕТСКИЕ ИСТЕРИКИ» Детская истерика - явление, с которым, к сожалению, рано или поздно сталкиваются все родители. Когда ребенок впадает в истерику, родители теряются, не знают, что делать, как быстрее прекратить этот кошмар. А если истерика случается в общественном месте? Тогда бедные родители просто не знают, куда деваться от стыда, и готовы провалиться сквозь землю прямо на месте. Истерику, когда она уже началась, не остановить. Поэтому родителям следует, прежде всего, научиться избегать истерик. Но если эта неприятность все же случилась, то ребенка нужно успокоить. Вот только как это сделать? Попробуем разобраться. Детская истерика – это сильный эмоциональный всплеск, приступ, подкрепленный, как правило, негативными эмоциями: раздражением, гневом, отчаянием, агрессией. Детские истерики сопровождаются громким криком , плачем, ребенок выгибается назад. В состоянии истерики ребенок слабо контролирует свою моторику, он может биться головою об стену или о пол и при этом практически не чувствовать боли. Что вызывает детскую истерику? Толчком к началу детской истерики может послужить обычное родительское «нет». Это является для ребенка мощным эмоциональным раздражителем. Вообще сам приступ истерики длится недолго. Потом чаще всего ребенок продолжает кричать и плакать, чтобы добиться от родителей своего. Припадкам и истерикам подвержены дети со слабой нервной системой, неврологическими нарушениями. Истерика может пройти бесследно, а может окончиться рвотой или отдышкой, внезапной вялостью и усталостью ребенка. Если у вашего малыша наблюдаются такие симптомы при истерике – это повод обратиться в неврологу. Одно из важнейших условий детской истерики – наличие зрителей. Чем больше людей обращает внимание на происходящее, тем быстрее ребенок может добиться желаемого. От реакции родителей зависит, будет ли ребенок прибегать к этому методу в дальнейшем. Наиболее часто истерики случаются у детей от года до пяти. После пяти лет дети истерики почти не закатывают, т.к. знают, что за истерикой последует наказание. Лучшее средство борьбы с детскими истериками – профилактика. Если вы собираетесь пойти на прогулку или за покупками, то ребенок должен быть выспавшимся, сытым, ему должно быть удобно, не холодно и не жарко. Любой дискомфорт может стать поводом к истерике. Кроме того, с помощью истерик дети часто стараются привлечь внимание родителей. Толчком к началу истерики обычно служит каприз – «не хочу, не буду». Можно попытаться предотвратить истерику, используя «отвлекающие маневры». (Игры, наблюдения, «Смотри, птичка полетела» - старо, как мир, но на малышей действует почти безотказно). Когда истерика уже началась, не пытайтесь успокоить ребенка – не поможет. Чем больше вы вокруг него суетитесь - тем продолжительнее будет «концерт». Самое верное средство – не обращать внимания и не поддаваться на истерику. Конечно, трудно спокойно стоять и смотреть, как твой малыш буквально разрывается, но это необходимо. Можно отойти на небольшое расстояние и демонстративно отвернуться. Не обращайте внимание на осуждающие взгляды посторонних. Если вы будете потакать капризам только, чтобы избежать скандала на глазах у посторонних, приготовьтесь – вам придется делать это постоянно. Не пытайтесь во время истерики взять ребенка на руки или поднять с пола. Пусть вдоволь покатается на полу и поразмахивает кулачками, но поймет, что ничего этим не добьется. Не наказывайте ребенка за истерику, тем более при всех. Когда малыш успокоится. Вы можете спокойно обсудить с ним, что вызвало его расстройство. Объясните ребенку, что вы все равно его любите и вам не нравится не он сам, а его поведение. Ребенок должен научиться понимать. Что свои чувства и желания можно выражать цивилизованно. Чтобы навсегда прекратить истерики, важно поддерживать политику нетерпимости к истерикам. Это значит не уступать требованиям маленького шантажиста ни дома, ни в магазине, ни в детском саду. Важно, чтобы все члены семьи вели себя точно так же, как и вы. Когда ребенок поймет, что его истерики ни на кого не действуют, он перестанет их использовать. КАКИЕ ИГРУШКИ НАДО ПОКУПАТЬ ДЕТЯМ? Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты. Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине. В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень похожее на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему. Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Игрушки из реальной жизни. Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д. Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию. Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д. При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать! Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны. Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими. Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки. Для 2-летних детей очень хороши: большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик. К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными. К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками. К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается. Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению. В дальнейшем ребёнок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Лучше всего отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку. Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка. И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник. Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения. «ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ» Ничего нет важнее, чем наше здоровье и здоровье наших близких. Все мы хотим, чтобы наши дети росли и развивались, чувствовали себя хорошо, были полны энергии и наслаждались жизнью во всей её полноте. Помните: привычки и модели поведения, в том числе связанные с риском для здоровья, формируют у ребёнка сами родители или другие члены семьи, воспитывающие ребёнка – оказывают влияние на человека на протяжении всей жизни, и большинство из нас, как бы хорошо мы ни жили, могли бы быть более активными физически, и питание наше могло бы быть поздоровее. Даже незначительные изменения в нашем сегодняшнем образе жизни могут иметь колоссальное значение для будущего наших детей. Чем меньше ребёнок, тем в большей степени он не может участвовать в выборе того или иного образа жизни. Он ест ту пищу, которую ему дают, дышит воздухом, который комфортен для других членов семьи, в том числе насыщенным табачным дымом, он часами смотрит телевизор, если это делают другие и т.д. Выбирая тот или иной образ жизни, родители несут ответственность не только за собственное здоровье, здоровье детей, но и за здоровье своих будущих внуков. Здоровье детей – цель, где безусловно сходятся интересы семьи и общества. Общность интересов в том, чтобы помочь себе, своей семье вырастить здоровую смену, жить в здоровой стране. Как родитель Вы, возможно, знакомы с основами ЗОЖ. Здоровый образ жизни – это система разумного поведения человека на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие. Чтобы помочь своему здоровью и здоровью Ваших детей, каждый может сделать следующее: – воспитывать с раннего детства здоровые привычки и навыки; – соблюдать простые правила гигиены; – отказаться от вредных привычек (от употребления алкоголя, табакокурения, от азартных и компьютерных игр); – повышать защитные силы организма (закаливание, прогулки на природе, приём витаминов); – есть пищу, полезную для здоровья, овощи, фрукты и не есть то, что вредно (питаться умеренно, сбалансировано, регулярно и своевременно); – вести активный образ жизни (утренняя гимнастика, спорт, секции, туризм); – создать благоприятный психоэмоциональный климат в семье; – стараться быть добрым и делать добрые дела. Если только родители ведут здоровый образ жизни, они могут формировать у своих детей навыки здорового образа жизни. Предлагаем несколько советов, как «оздоровить» Вашу семью: – регулярно организовывайте совместный отдых с детьми (зимой – катание на лыжах и коньках, летом – пикники в саду и лесу, туризм, посещение музеев и театров); – будьте для своих детей хорошим образцом для подражания (откажитесь от вредных привычек, занимайтесь физкультурой и спортом, будьте доброжелательными и весёлыми); – поощряйте желания Ваших детей заниматься в спортивных секциях и хобби; – сократите периоды физической пассивности – сидение за телевизором, просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные игры – до 30 минут в день, а высвободившееся время посвятите физической активности. Здоровый образ жизни – это залог счастливого и успешного будущего. А будущее начинается сегодня. От того, что мы сделаем сегодня, будет зависеть Завтра. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ Питание является важнейшей физиологической потребностью организма. Оно способствует нормальному росту ребенка, его развитию, повышает устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Питание необходимо для восполнения энергетических затрат организма, поступления веществ, из которых образуются ферменты, гормоны, другие регуляторы обменных процессов жизнедеятельности. Основные пищевые вещества — белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и вода, * Белки — это основной строительный материал. * Жиры — источник энергии и носитель некоторых витаминов. * Углеводы — органические вещества в виде сахаров, крахмала, клетчатки. * Минеральные вещества играют роль во всех физико-химических процессах, протекающих в организме. * Вода вместе с растворимыми в ней минеральными веществами составляет внутреннюю среду организма. * Витамины — предохраняют организм от болезней. Без витаминов не образуются ферменты, а следовательно задерживаются все реакции, протекающие в организме, нарушается нормальный обмен веществ, страдает пищеварение, кроветворение, падают работоспособность и выносливость. Рациональное и правильное питание включает: пищевой рацион, режим питания и условия приема пищи. К пищевому рациону предъявляют следующие требования: *Энергетическая ценность рациона должна покрывать энергозатраты организма. * Надлежащий химический состав пищи. * Хорошая усвояемость пищи, что зависит от ее состава и приготовления. На аппетит и усвояемость, как известно, влияют органолептические свойства пищи: внешний вид, консистенция, вкус, запах, цвет и температура. * Разнообразие пищи за счет ассортимента продуктов и разных способов приготовления. Режим питания — приемы пищи (завтрак, обед, ужин) — должны быть в определенные часы. Перерыв между приемами не должен превышать 4-х часов. Важными условиями приема пищи являются: соответствующая обстановка, сервировка стола, отсутствие отвлекающих от еды факторов, что способствует хорошему аппетиту, лучшему пищеварению и усвоению пищи, а следовательно и хорошему самочувствию. По мере роста и развития ребенка потребность в питательных веществах возрастает. Мы все должны знать, что не обязательно кормить детей дорогостоящими продуктами, важно продумывать меню на сутки, помнить, что за сутки ребенок должен получить разнообразную пищу, что максимальная калорийность (до 40%) должна быть в обед, а завтрак и ужин составляют, примерно, по 25% от общей суточной калорийности; 2-й завтрак нужно предложить ребенку не менее 100 г сока и перед сном желательно дать выпить стакан теплого молока или кефира. В семейных детских домах мамы, как правило, не подсчитывают калорийность суточного рациона, как это делают в детских учреждениях, но знать о количестве калорий и химическом составе пищи за сутки должны. Так детям от трех до семи лет необходимо в день получать: • белков — 80 г, в т.ч. животного происхождения — 50 г; • жиров — 80 г, в т.ч. животного происхождения — 20 г; • углеводов — 340 г. Суточная калорийность примерно должна быть 2200 ккал. Детям от семи лет и старше: • белков — 110 г, в т.ч. животного происхождения — 60 г; • жиров — 105 г, в т.ч. животного происхождения — 30 г; • углеводов — 495 г. Суточная калорийность — 3 050 ккал. В меню должны входить разнообразные блюда Разнообразия нужно достигать не только изменением набора продуктов, но и умением из одного продукта приготовить широкий ассортимент блюд. Молоко является весьма ценным продуктом детского питания, но рацион с преимущественным содержанием молока не полезен для ребенка, так как в нем будет недоставать железа и меди, необходимых микроэлементов для нормального кроветворения. При большом содержании в рационе мясных продуктов нарушается обмен веществ, повышаются гнилостные процессы в кишечнике. Вместе с тем, значительное увеличение продуктов растительного происхождения при снижении молочных и мясных продуктов приводит к уменьшению в рационе белков, ценных по аминокислотному составу, так как белок — основной материал для роста ребенка. Мясные и рыбные блюда следует готовить в первую половину дня, в основном на обед. Гарнир ко второму блюду должен быть разнообразным. Следует чаще применять комбинированные гарниры — это способствует повышению усвояемости пищи. К гарниру из картофеля рекомендуют свежие или соленые огурцы, помидоры, квашеную капусту, салаты из свежей белокочанной или краснокочанной капусты, морковные салаты и т. д. Для улучшения вкуса пищи к ней часто прибавляют приправы. В качестве приправ в детском питании можно рекомендовать зелень в свежем и сухом виде, ягоды, фрукты, овощи. В качестве пряностей можно использовать петрушку, укроп, ревень. Лук и чеснок так же должны применяться в качестве приправ, они обладают противомикробными свойствами, содержат фитонциды. Не следует применять в детском питании острые приправы, закуски, соусы, большое количество сладостей, пряностей и напитков, не злоупотреблять какао, шоколадом, натуральным кофе, крепким чаем, средствами, возбуждающими сердечно-сосудистую и нервную системы. В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД обязательно употребление в пищу свежей зелени, овощей, ягод, фруктов в натуральном виде, в виде салатов, овощных пюре. Они обогащают организм ребенка витаминами и минеральными солями. Но необходимо помнить, что овощи, ягоды и фрукты не могут заменить продукты, содержащие белки и жиры, поэтому удельный вес мяса, рыбы, яиц, творога, молока, сыра в рационе ребенка должен оставаться постоянным, независимо от сезона. Неполноценное питание, как и недостаточное, ведет к снижению иммунной биологической реактивности организма и повышению восприимчивости детей к заболеваниям. При белковой или витаминной недостаточности у детей плохо вырабатывается прочный иммунитет после профилактических прививок. Недостаток белков в питании ведет к глубоким изменениям в различных органах и тканях. Вредно для организма и избыточное количество белков в рационе. Так, например, избыток белков животного происхождения ведет к повышению возбудимости нервной системы и вызывают заболевания, связанные с нарушением обмена веществ. Плохо отражается на развитии детского организма и недостаток жиров в рационе. Это так же ведет к снижению иммунитета, низкой работоспособности организма. Избыток же жиров в питании детей ведет не только к отложению жиров, но и накоплению в организме большого количества ядовитых продуктов распада (кетоновых тел). КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К РЕЖИМУ? Приучение ребенка к режиму — это не просто формирование привычки вовремя ложиться и вовремя вставать, кушать и гулять по часам. Лучший момент для успешного и скорейшего привыкания ребенка к режиму пребывания в детском саду — это возраст в два-три года. На этот период приходится кризис раннего детства, обычно именуемый психологами кризисом трех лет. Дети, стремясь утвердить свое Я, тянутся к самостоятельности, относительной автономности существования. Именно в это время детсадовский режим жизни может благоприятно повлиять на становление личности дошкольников и их адаптацию к новой социальной среде. Наименее благоприятный период — это четыре года и промежуток от пяти до шести лет. Здесь развитие ребенка относительно стабилизируется, и резкое изменение образа жизни, связанное с утратой приватности (возможности побыть наедине с собой или близким человеком, хорошо чувствующим его настроение, знающим его потребности, желания и привычки), может привести к неприятным последствиям. Погружение в атмосферу детсадовской общности воспринимается как насилие над личностью, утрата собственной индивидуальности. Тяжелые переживания влекут за собой появление протестных форм поведения: истерик, капризов, непрестанного нытья по выходным, а иногда и соматических расстройств — повышения температуры, появления болей в животе и жидкого стула, обострения хронических заболеваний. Облегчить процесс ломки взрослые могут двумя путями. Ребенок должен знать с первого дня, что выбора у него нет — посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск чего-либо положительного для себя в этой ситуации и скорейшую адаптацию. Главная трудность здесь — выдержать характер и не поддаться на провокации малыша. Второй путь заключается в установлении договоренности с администрацией детского сада и работающим персоналом о необходимой длительности вашего пребывания в саду. Если по часу сидеть в раздевалке, слушая душераздирающие вопли своего чада, или чередовать несколько дней пребывания в саду с неделей пребывания дома, прибегнуть к приему сокращения времени нахождения ребенка в группе с другими ребятами до полутора-двух часов в день, то ситуация станет еще более тяжелой для вас, для ребенка и для воспитательного персонала детского сада. Поэтому если вопрос о необходимости отдать ребенка в сад решен окончательно, то не стоит дожидаться момента, когда малыш подрастет и станет самостоятельным. Учиться кушать, одеваться, завязывать шнурки, заправлять кроватку не обязательно дома. Далее поговорим немного об организации подъемов и отбоев. Родители часто беспокоятся о том, как поднять ребенка рано утром. Ведь в домашних условиях многие дошкольники бодрствуют до 11—12 часов и ложатся отдыхать вместе с взрослыми членами семьи. Подъем их также не регламентирован и происходит у кого в 10 утра, а у кого и ближе к обеду. Переход к новому режиму, поэтому начинается с попыток уложить таких детишек в кровать чуть ли не в 8 часов вечера. Даже если это удается, то сон не наступает и родители вынуждены провести несколько малоприятных часов у постели своей крошки, изводя ее просьбами поскорее закрыть глазки и спать. Организм маленьких детей достаточно пластичен. Перестройка ритмов сна и бодрствования происходит за два-три дня. Поэтому стоит только поднять малыша в нужное время, и он восполнит возникший дефицит более продолжительным дневным сном и ранним отбоем. Все это произойдет без уговоров и насилия, а исходя из потребности организма. Уже через неделю вам не придется тратить много времени и сил, чтобы собрать свое чадо в сад. А чтобы ребенку было легче просыпаться по утрам, включайте бодрую музыку или приходите будить его вместе с любимой игрушкой — медвежонком, котиком или мартышкой. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПЛОХИЕ СЛОВА" Недавно Вовик пошел в сад. Господи, каких он там только гадостей не набрался. Ругается, сквернословит. Дома у нас подобные выражения не в ходу. — Ну, гад, сейчас тебя урою! — Сам козлина, не буду больше с тобой играть! (Из диалога двух малышей) Раньше дети стеснялись в присутствии взрослых говорить плохие слова. А теперь никого не боятся. Грубые все. И играют — только кричат друг на друга. Смотришь, девочка пять-шесть лет, а такое скажет, что повторить стыдно. Агрессия может выражаться не только в действиях, но и в словах. Слово причиняет боль ничуть не меньшую. Им можно обидеть, унизить, высмеять. Всему этому дети научаются в дошкольном возрасте. Двухлетний ребенок тоже может произносить ругательства, но делает это неосмысленно, не понимая буквального значения сказанной фразы. Дети трех-четырех лет уже выражают бранью свои агрессивные намерения. К разряду плохих слов, прежде всего, относятся угрозы. Они направлены на формирование у другого существа чувства страха, растерянности и раскаяния. К сожалению, от выражений «больше не играю» и «больше не дружу» дошкольники быстро переходят к формулировкам, содержащим большую долю агрессии: «Сейчас как дам!», «Убью!», «Ты у меня получишь!» и т.п. Эти угрозы могут казаться смешными в устах детей трех-шести лет. Но за ними стоит реальная ненависть, которую испытывает маленький человек. И возникает она не из ничего, не на пустом месте, а в результате обиды, оскорбления, чувства неприязни. Кажется, что тут такого? Поссорились детишки, скоро помирятся. ан нет! В подобной перебранке они получают опыт нагнетания напряженности и ее разрядки через внешне направленную агрессию. Укоренившись, такая форма поведения становится привычной. Человек уже не может обойтись без крепких выражений, во всем случившемся начинает винить окружающих, грозя им всеми возможными способами. Столь же широко распространено в детской среде использование кличек, прозвищ, обидных дразнилок. Дети чрезвычайно изобретательны в этом отношении. В прозвище могут быть преобразованы имена, фамилии, поступки, типичные речевые обороты. Далеко не всегда они носят безобидный характер. Иногда через них дети стремятся ущемить достоинство другого человека, задеть его самолюбие. За этим стоит желание уколоть, унизить, вызвать гнев партнера. Некоторых детей буквально изводят дразнилками, повторяя их снова и снова. Причем делается это обязательно публично, чтобы больнее «ранить» свою жертву. У детей этого возраста есть еще одна особенность: они легко подхватывают услышанные выражения. И вот на какого-нибудь несчастного малыша начинается настоящая облава. Ему шагу не дают ступить, чтобы не унизить тем или иным образом. Дразнят и обзывают его буквально все. Круг привычного общения превращается в стаю озлобленных преследователей. Причем большинство ребят делают это беспричинно, не зная, с чего все началось, просто повторяя чужие слова и действия. Так появляется в коллективе детей атмосфера враждебности, общей озлобленности, которая индуцируется и многократно умножается членами детского сообщества. Ребята узнают разящую силу слова, на практике знакомятся со своеобразной убийственностью негативно настроенного общественного мнения. Еще одну группу плохих слов составляют бранные выражения и оскорбления. Степень агрессивности ребенка, прибегающего к их использованию, максимальна. Среди примеров словесной агрессии есть традиционно детские, а есть и явно заимствованные из репертуара взрослых. Матерная брань, армейский жаргон, лексика иностранных боевиков — всё идет в ход, когда малыш рассержен. Эти выражения используются детьми точно по назначению, хоть и копируются с разговоров взрослых. Правда, это еще не автономная речь алкоголиков, бомжей и наркоманов, дети не всегда знают значение используемых оборотов, но личностный смысл подобных выражений просматривается достаточно отчетливо. И состоит он в том, чтобы нанести оскорбление, унизить другого, «облить его грязью». Агрессивность ребенка может выражаться не только словами, но и соответствующими интонациями. Вызывающий тон, например, такой же признак агрессивного настроя, негативного отношения к человеку, как и оскорбительные фразы. Взрослые по-разному реагируют на вербальную (словесную) агрессию дошкольников, на их плохие слова. Некоторые начинают возмущаться, набрасываются на детей с упреками, ответной руганью. Звучит это примерно так: «Ах ты паршивец такой (дрянь такая), да что же ты такое говоришь?!» При этом у детей крепнет уверенность в своей правоте, формируется убежденность в подлинной действенности подобной формы выражения отношений. Ведь раз получена ожидаемая реакция, средство сработало, и можно будет использовать его в сходных ситуациях. Другие взрослые делают вид, что не слышат бранных слов и выражений в разговорах детей. Они полагают, что тем самым не акцентируют внимания ребенка на плохих словах, и он их очень скоро забудет. Однако вера эта крайне зыбкая. Память пятилетнего ребенка почти ни в чем не уступает памяти взрослых людей, а в цепкости даже превосходит. Кроме всего прочего, подобная форма реагирования, а точнее нереагирования, может быть расценена как попустительство. В этом случае дошкольники обоего пола с еще большей энергией обрушиваются всей силой вербальной агрессии на неугодных им противников, обидчиков, детей-изгоев детских коллективов. Есть люди, которые в подобных ситуациях начинают заниматься просветительской работой. Они объясняют деткам, как нехорошо ругаться, пытаются взывать к их совести. Однако их попытки по большей мере смешны и неудачны. Дети прекрасно понимают, как это плохо, и именно поэтому так поступают. Что же делать? Неужели нет никакой приемлемой формы реагирования на словесную агрессию представителей подрастающего поколения? Мне хочется привести здесь пример неразрешимой задачи, гениально понятой и решенной одним малышом. Услышав вопрос, кого надо спасать первым, если одновременно тонут старушка и ребенок, а вы можете вытащить лишь одного, он авторитетно заявил: «Надо сделать так, чтобы никто не тонул». Так же и здесь. Не нужно решать дилемму, реагировать или не реагировать на плохие слова и как это лучше сделать, нужно постараться изменить условия жизни детей так, чтобы у них не возникало желание использовать словесную агрессию для достижения своих целей. Учить нужно добру, и не подзатыльниками и окриками, а личным примером. Тогда у ребенка будет меньше поводов прибегать к брани, ругани и оскорблениям. <article style="display:block; visibility:visible !important; opacity:1 !important; overflow:auto; color:#111111; font-family:Tahoma, Arial, sans-serif; font-size:12px; font-style:normal; font-variant-ligatures:normal; font-variant-caps:normal; font-weight:400; letter-spacing:normal; orphans:2; text-align:start; text-transform:none; white-space:normal; widows:2; word-spacing:0px; -webkit-text-stroke-width:0px; background-color:#ffffff; text-decoration-style:initial; text-decoration-color:initial">ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА КАЖЛЫЙ ДЕНЬ1. Чаще обнимайте, целуйте ребёнка, хвалите его. Не думайте, что ваш ребёнок и так знает, что вы его любите.2. Пусть ваша любовь к ребёнку будет выражена такими словами, тоном голоса и взглядами, которые отражают вашу любовь. 3. Это неправда, что с возрастом детям всё меньше нравятся объятия и поцелуи родителей. Но! Уважайте дистанцию, которую устанавливает ребёнок. 4. Хотя бы раз в неделю посвятите вечер делу, в котором могут быть заняты все члены семьи. Подумайте и договоритесь, чем вы бы хотели заниматься вместе. Будьте готовы разделить с детьми их интересы. 5. Если у вас двое детей, предоставьте каждому из них возможность индивидуально провести с вами какое – то время.
<font style="visibility:visible !important; opacity:1 !important; font-size:18pt">Памятка для родителей</font> Уважаемые родители! Вы должны знать, что ни один, даже самый замечательный, детский сад не сможет сделать для Ваших детей всё. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас.Без Вашей помощи и поддержки просто нельзя.
</article> |
Перевод воспитанника в другое учреждение дошкольного образования
Пунктами 49-50главы 5 Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 (далее – Положение), определено, что перевод воспитанника в другое учреждение дошкольного образования осуществляется:
по инициативе законного представителя воспитанника;
в случаях прекращения деятельности учреждения дошкольного образования с согласия законного представителя воспитанника.
В случае перевода воспитанника в другое учреждение дошкольного образования законный представитель воспитанника подает заявление на имя руководителя учреждения дошкольного образования, в которое он желает перевести ребенка, и документы, предусмотренные пунктом 45 Положения:
заявление законного представителя воспитанника;
направление в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения дошкольного образования;
медицинскую справку о состоянии здоровья;
заключение врачебно-консультационной комиссии (для санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, санаторных групп);
заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания).
Учреждение дошкольного образования не вправе препятствовать переводу воспитанника, законный представитель которого изъявил желание перевести его в другое учреждение дошкольного образования.