Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

при выражении своего мнения недопустимы нарушения

Дата: 18 апреля 2022 в 12:17

Порядок организации и проведения в Республике Беларусь собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и иных массовых мероприятий установлен Законом Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (далее – Закон), направленным, в первую очередь, на создание условий для реализации конституционных прав и свобод граждан, обеспечение общественной безопасности и порядка при проведении этих мероприятий на улицах, площадях и в иных общественных местах.

Согласно преамбуле к Закону и его ст. 15 государством гарантируется лишь свобода тех массовых мероприятий, которые не нарушают правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, а лица, нарушившие установленный Законом порядок организации и (или) проведения массовых мероприятий, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 11 Закона участники массовых мероприятий обязаны соблюдать общественный порядок и выполнять все законные требования организаторов, сотрудников органов внутренних дел и представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка.

Организаторам и участникам мероприятий запрещается препятствовать движению транспортных средств и пешеходов, создавать помехи для бесперебойной работы организаций, воздействовать в какой бы то ни было форме на сотрудников ОВД в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на выполняющих обязанности по охране общественного порядка представителей общественности.

Определенные «неприятности» могут возникнуть из-за использования флагов, вымпелов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также эмблем, символов, плакатов и транспарантов, содержание которых направлено на нарушение общественного порядка, ущемление прав и законных интересов друнгих граждан; совершения любых действий, нарушающих установленный порядок организации и проведения массового мероприятия, а также подстрекательства к таким действиям любыми методами.

Так, нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий может повлечь как административную, так и уголовную ответственность.

В частности, санкции ст. 24.23 действующего Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий предусматривают для граждан взыскания в виде штрафа в размере до 200 базовых величин (5 800 рублей), общественных работ на срок до 60 часов или административного ареста на срок до 30 суток, а для юридических лиц – в виде штрафа в размере до 500 базовых величин (14 500 рублей).

Кроме того, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе (ст. 24.3 КоАП Республики Беларусь), предусмотрены штраф в размере от 2 до 100 базовых величин (от 58 до 2 900 рублей), общественные работы на срок до 60 часов или административный арест на срок до 15 суток.

Если же нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий по неосторожности повлечет гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере, наступит уголовная ответственность.

За это санкция уже ст. 369-3 Уголовного кодекса Республики Беларусь (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий) предусматривает арест на срок от одного до 3 месяцев, ограничение свободы на срок от 6 месяцев до 3 лет или лишение свободы на тот же срок.

Уголовная ответственность за организацию массовых беспорядков, участие либо подготовку к ним предусмотрена ст. 293 УК Республики Беларусь. Данные общественно опасные деяния наказываются  лишением свободы на срок до 15 лет.

Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них при отсутствии признаков преступления, предусмотренных ст. 293 УК Республики Беларусь, влечет ответственность по ст. 342 УК Республики Беларусь (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них), санкция которой предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет.

Кроме уголовной и административной ответственности, действующим законодательством Республики Беларусь установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, будет его возмещать в полном объеме.

Отдельно следует напомнить о необходимости соблюдения требований законодательства при использовании различного рода Интернет-ресурсов.

Так, размещаемые в Интернете угрозы и оскорбления в адрес государственных служащих, членов избирательных комиссий в связи с осуществлением ими должностных и служебных обязанностей, а также в адрес членов их семей, влекут за собой уголовную ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 366 УК  Республики Беларусь угроза насилием, уничтожением или повреждением имущества в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг по охране общественного порядка или пресечению правонарушений, или их близких в целях воспрепятствования законной деятельности или принуждения к изменению характера этой деятельности либо из мести за выполнение служебных обязанностей или общественного долга наказываются штрафом в размере от 30 до 1 000 базовых величин (от 870 до 29 000 рублей), или исправительными работами на срок от 6 месяцев до 2 лет, или арестом на срок от одного до 3 месяцев, или ограничением свободы на срок до 5 лет, или лишением свободы на срок до 5 лет.

Уголовно-наказуемым деянием также является принуждение лица к выполнению или невыполнению какого-либо действия, совершенное под угрозой применения насилия к нему или его близким, уничтожения или повреждения их имущества, распространения клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне, либо под угрозой ущемления прав, свобод и законных интересов этих лиц, при отсутствии признаков более тяжкого преступления, за что санкция ст. 185 УК Республики Беларусь предусматривает максимальное наказание до 2 лет ограничения свободы.

За размещенные в «глобальной паутине» клевету и оскорбления ст.ст. 188 и 189 УК Республики Беларусь предусматривают наказание вплоть до 3 ограничения свободы.

В последнее время различные Интернет-ресурсы назойливо «зудят» гражданам Республики Беларусь о якобы наличии у последних права на «беспорядочное» публичное выражение своих политических взглядов, а требования властей о соблюдении при организации и проведении массовых мероприятий действующих норм законодательства пытаются преподносить как подавление воли граждан и нарушение неких «демократических» норм.

При этом организаторы и участники незаконных массовых мероприятий прикрываются ст. 35 Конституции Республики Беларусь, «выдергивая» из ее контекста только слова о гарантировании свободы собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, сознательно умалчивая, что согласно данной норме государством гарантируется свобода лишь не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, а порядок проведения данных мероприятий определяется законом.

К массовым мероприятиям, проведение которых урегулировано Законом, согласно его ст. 2 относится и пикетирование.

Которое данной нормой определено как публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств. К пикетированию приравнивается совместное массовое присутствие граждан в заранее определенном общественном месте (в том числе под открытым небом) в установленное время для совершения заранее определенного деяния, организованное (в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет или иные информационные сети) для публичного выражения своих общественно-политических интересов или протеста.

Таким образом, размещение гражданином незарегистрированной символики в любом ее виде для всеобщего обозрения, в том числе на своих окнах, балконах, зданиях является публичным выражением им общественно-политических и иных интересов, либо протеста, то есть пикетированием, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Все должны понимать, что выражая свое мнение публично, они тем или иным образом, в той или иной степени неизбежно затрагивают права и охраняемые законом интересы других лиц, в связи с чем порядок таких действий и урегулирован законодательством, за нарушения требований которого неизбежно будет следовать ответственность.

24.03.2021                                                                                          г. Дубровно

Прокурор

Дубровенского района

советник юстиции                                                                               М.А. Патеев

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.