На территории Республики Беларусь порядок организации и проведения массовых мероприятий регламентируется Законом Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. «О массовых мероприятиях», положения которого направлены не только на создание условий для реализации конституционных прав и свобод граждан, а также и на обеспечение общественной безопасности и порядка при проведении этих мероприятий на улицах, площадях и в иных общественных местах.
В соответствии с данным Законом одним из условий допустимости проведения массового мероприятия является наличие соответствующего разрешении местного исполнительного и распорядительного органа.
Статьей 24.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, вступившего в силу с 1 марта текущего года, предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно за публичные призывы к организации или проведению таких мероприятий с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом. Данные действия влекут наложение административных взысканий в виде штрафа в размере до 200 базовых величин (5 800 рублей), общественных работ на срок до 60 часов или административного ареста на срок до 30 суток, а для юридических лиц – в виде штрафа в размере до 500 базовых величин (14 500 рублей).
Если же виновным будут организованы групповые действия, грубо нарушающие общественный порядок, сопряженные с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекшие нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, а равно принято активное участие в таких действиях (при отсутствии признаков более тяжкого преступления), ответственность придется нести по ч. 1 ст. 342 уже Уголовного Кодекса Республики Беларусь, предусматривающей наказание вплоть до лишения свободы сроком до трех лет.
К сожалению, в нашей стране участились случаи проведения массовых мероприятий в нарушение установленного порядка, в том числе и с вовлечением в них несовершеннолетних.
Здесь необходимо напомнить, что ч. 1 ст. 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье родители обязаны надлежащим образом осуществлять воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом. Под воспитанием понимается забота о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.
В соответствии же со ст. 67 КоБС Республики Беларусь родители, опекуны, попечители за ненадлежащее воспитание и содержание детей несут ответственность в соответствии с законодательством.
Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе если ребенок находится в социально опасном положении.
Под социально опасным положением же понимается обстановка, при которой:
- не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);
- ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
- лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.
Частью 1 ст. 10.3 КоАП Республики Беларусь предусмотрено, что невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин (до 290 рублей).
Не стоит забывать и о том, что в соответствии с ч. 2 данной статьи невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетними лицами в период с 23 до 6 часов вне жилища влечет наложение штрафа в размере до 2 базовых величин (до 58 рублей).
То есть, в тех случаях, когда в незаконных массовых мероприятиях примут участие несовершеннолетние, не достигшие 16-летнего возраста, административную ответственность по вышеприведенной ч. 1 ст. 10.3 КоАП Республики Беларусь понесут их родители либо лица, заменяющие последних.
За вовлечение же лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана или иным способом, в зависимости от наличия дополнительных квалифицирующих признаков, наступит уголовная ответственность по ст. 172 УК Республики Беларусь, предусматривающая наказание вплоть до 8 лет лишения свободы.
В связи с этим обращаю внимание всех жителей нашего района как на необходимость соблюдения законодательства, в том числе надлежащего выполнения родительских обязанностей, так и недопустимость совершения действий, нарушающих права и свободы других граждан.
Берегите себя и своих детей!
25.03.2021 г. Дубровно
Заместитель прокурора
Дубровенского района
младший советник юстиции О.П. Кулешова